Занятия легкой атлетикой – органичный способ развития спортивных способностей у детей с помощью бега, прыжков, метательных навыков и спортивной ходьбы. Превосходные атлетические способности оттачиваются с помощью комплекса активных физических занятий и нацеленности на максимальную результативность. В ходе интенсивного тренировочного процесса ребенок обретает отличную спортивную сноровку и предельно совершенствует естественные физические возможности.
Развитие легкой атлетики в качестве олимпийского вида спорта осуществляется в соответствии с девизом: «Быстрее, выше, сильнее». Применяемые методы в ходе тренировочного процесса позволяют довести естественные двигательные способности человека до предела совершенствования, что позволяет по праву признавать легкую атлетику «королевой спорта». Для победы в соревнованиях по любой из легкоатлетических дисциплин достаточно показать лучший результат и мастерское владение специфическими навыками:
• техника бега (спринт, с барьерами, эстафета и на различные дистанции);
• метательная техника (снаряды: ядро, копье, молот, диск);
• прыжковая техника (тройной, в высоту, с шестом, в длину);
• техника спортивной ходьбы;
• комплексная техника подготовки в многоборье.
Благодаря естественной органичности и простоте упражнений, выполняемых в рамках освоения легкоатлетических дисциплин, необходимые базовые навыки приобретаются детьми весьма скоро и доступны фактически для всех. В процесс тренировочных занятий в подготовительный период дети вовлекаются простотой и соревновательностью характера их проведения. Пока совершается разбивка на группы, мальчишки соревнуются совместно с девочками. В ходе чего производится первичная оценка выносливости и склонности к развитию специфических навыков и способностей.
На первом этапе с детьми проводится общефизическая подготовка и всесторонняя тренировочная работа по всем легкоатлетическим дисциплинам. Для детей тренировочный процесс занятий с точки зрения нагрузки и усложнения выстраивается по нарастающей, постепенно. Детский организм растет быстро и сложно определить в каком направлении под воздействием тренировочных нагрузок ребенок проявит свои атлетические способности.
Разминка поначалу проводится в виде разнообразных игровых упражнений, догонялок и подобных подвижных разогревающих элементов. Вслед за пробежкой следует основная разминочная часть, на все мышечные группы. Основная часть тренировки проводится по запланированной заранее схеме с задействованием следующих элементов:
бегать на носках, с разным темпом и шагом;
совершать прыжки в длину или в высоту, а после освоения их базовой техники с шестом и тройным способом;
обретают навыки спортивной ходьбы и усваивают, такие элементы, как фаза полета;
метание мяча, а уже в последствии в ход идут легкоатлетические снаряды;
овладевают навыками многоборья и эстафет.
Старание прилагается к тому, чтобы за время одной тренировки на данном этапе задействовать работу по основным легкоатлетическим направлениям на выносливость, скорость, силу. Каждому комплексу упражнений внимание уделяется в зависимости от освоения и успешности исполнения детьми.
Не удивительно, что в начальном тренировочном процессе пользуются наибольшей популярностью и преимущественно применяются беговые упражнения. Обусловлено это доступностью и легкостью приобретения спортивной формы с помощью практики беговой нагрузки в различных режимах. Но ошибочно считать, что легкая атлетика — исключительно бег.
Мастерское овладение техникой в формате различных легкоатлетических дисциплин оттачивается постепенно, причем на подготовительном этапе невозможно выявить лидирующие качества.
Достигнутые ребенком спортивные результаты и уровень подготовки разбираются по составляющим к моменту определения специализации. В этот период возрастает роль специализированных упражнений и занятия проводятся уже с привлечением опыта либо самих тренеров, поднаторевших в подготовке спортсменов отдельных дисциплин.
С момента определения специализации к юным легкоатлетам начинают предъявлять настоящие спортивные требования и приступают к их подготовке к периоду участия в серьезных состязаниях. Причем с целью выработки особой выносливости вводятся специальные беговые упражнения, выполняемые почти в ежедневном режиме. Теперь занятия будут строиться из расчета выработки исключительно тех качеств и навыков, которые будут работать на результативность в выбранном направлении легкой атлетики.